Общее число легковых автомобилей в России на начало этого года превысило 40,8 млн единиц (без учета территории Крыма). Таким образом российский автопарк вырос за прошлый год 1,5 млн машин. Увеличилась за этот период примерно на 2% и доля машин иностранных брендов, которая теперь составляет 55,4% от общего объема автопарка. Такие данные приводит в своем новом исследовании аналитическое агентство «Автостат».
Доля автомобилей иностранного производства, стоящих на учете в России, заметно выросла за последние несколько лет. Так, в 2007 году объем парка легковых автомобилей иностранных марок составлял 31,5% от общего количества зарегистрированных машин. В 2010 году цифра увеличилась до 43% и продолжила постепенно расти в течение последних четырех лет.
По последним данным аналитиков, уже в 46 из 50 городов России с наиболее крупными автопарками, доля иномарок превышает долю машин отечественного производства.
Традиционно лидирует по количеству зарегистрированных иномарок дальневосточный регион. Так, в городах Приморского края - Находке, Владивостоке и Уссурийске, число автомобилей иностранных брендов превышает 90% от объемов местных автопарков.
Среди городов, жители которых предпочитают иномарки машинам отечественных производителей предсказуемо оказались Хабаровск (91,7%) и Калининград (89,5%), Иркутск (78,1%),
Москва и Санкт-Петербург оказались по этому показателю только на седьмом (76,1%) и восьмом (74,3%) месте соответственно.
При этом города ожидаемо заняли по итогам прошлого года первое и второе место по объему автопарков. В Москве на учете числятся 3,8 млн легковых автомобилей, а в Северной столице - более 1,6 млн.
Замыкают «десятку» городов по показателю доли иностранных автомобилей Сургут (74,1%) и Новосибирск (73,5%).
Что касается населенных пунктов, автопарк которых состоит в большей степени из отечественных машин, то это Тольятти, Ульяновск и Саратове, где доля иномарок составляет - 33,4%, 44% и 48,5% соответственно. Четвертым российским городом в автопарке которого отечественные машины превалируют над зарубежными стал Набережные Челны (46,1%).
В ТОП-10 городов с самыми крупными парками легковых автомобилей, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, вошли Новосибирск (441 тыс. из которых 73.5% иномарки), Екатеринбург (437,3 тыс. и 70,8%), Владивосток (422,6 тыс. и 93,4%), Самара (400,7 тыс. и 53,0%), Казань (365,2 тыс. и 63,1%), Нижний Новгород (342,9 тыс. и 64,9%) Омск (326,4 тыс. и 58,0%) и Ростов-на-Дону (321 тыс. и 64,8%).
Напомним, что согласно недавнему исследованию «Автостат», пятерка лидеров среди иномарок в российском автопарке выглядит следующим образом: Toyota Corolla (725 700 единиц), Ford Focus (634 200 единиц), Renault Logan (500 400 единиц), Chevrolet Niva (463 70 единиц), Daewoo Nexia (410 500 единиц). Среди отечественных автомобилей в российском автопарке лидируют такие модели, как Lada 2106 (1 790 600 единиц), Lada 2107 (1 755 100 единиц), Lada 2101 (980 900 единиц), Lada 4×4 (971 400 единиц) и Lada 2109 (886 100 единиц).
Гендиректор «Автостат» Сергей Целиков отмечает, что тренд роста доли иномарок в автопарке будет продолжаться.
«Со временем российских автомобилей вообще, по сути, не останется, - рассказал Целиков. - Уже сейчас автомобили Lada сложно называть российскими машинами. Тот же Largus построен на платформе Renault. Новые модели - Vesta и Х-RAY тоже будут базироваться на иностранной платформе концерна Renault-Nissan. Сама марка Lada будет существовать и дальше, но из российского в ней останется только название.
«В долгосрочной перспективе структура российского автопарка будет постепенно приближаться к структуре продаж, в которой доля российских брендов Lada и 'УАЗ' составляет менее 20% от общего объема рынка», - рассказал аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов.
Эксперт отмечает, что внушительную часть автопарка пока составляют старые автомобили российского производства. «При этом срок их выбытия из автопарка значительно меньше, чем у иномарок, - говорит Беспалов. - Этот фактор также будет оказывать влияние на сохранение тенденции к сокращению доли машин российских марок в автопарке».