Чиновники пока не научились применять технологический и ценовой аудит

Национальное объединение технологического и ценового аудита составило рейтинг компаний, проводивших аудит инвестпроектов по заказу государства и госкомпаний.

Аудит стал обязательным для проектов с госфинансированием. Цель - проверить, обоснована ли стоимость проекта и оптимальны ли технические решения.

Правительство определило правила, он стал обязательным для всех проектов дороже 8 млрд руб., включенных в федеральные целевые и адресную инвестиционную программы (ФЦП и ФАИП). В качестве эксперимента по распоряжению или поручению правительства аудит своих проектов также проводят несколько госкомпаний.

Чиновники пока не научились применять технологический и ценовой аудит

Из 67 проектов, которые прошли аудит, большинство приходится именно на госкомпании, министерства и ведомства эту работу почти не вели, несмотря на действующее постановление, говорит член правления Национального объединения технологического и ценового аудита Борис Ярышевский.

Из 29 объектов стоимостью свыше 8 млрд руб., включенных в ФАИП, аудит прошли или проходят только шесть, выяснили эксперты. Ни в одном не удалось найти резервы экономии. Или техзадание для аудитора было составлено некорректно, или подход к аудиту был формальным, пишут составители рейтинга. В числе этих шести проектов - стадионы, которые должны быть построены в Нижнем Новгороде, Самаре и Ростове-на-Дону к чемпионату мира по футболу. Их стоимость - от 14,5 млрд до 20,2 млрд руб. Минспорт предлагал и вовсе отказаться от аудита проектов стадионов, которые планируется построить к чемпионату, предупреждая, что из-за задержек с аудитом могут быть сорваны сроки строительства. Но инициативу завернули другие ведомства. Представитель Минспорта на запрос об аудите стадионов вчера не ответил.

Аудит проектов госкомпаний дал более весомые результаты: аудиторы нашли резервы оптимизации на миллиарды рублей и существенные риски. Аудит БАМа и Транссиба показал риски загрузки дорог, аудиторы секций ЦКАД нашли резервы сокращения сметы вплоть до 20% (как на участке трассы Москва - Санкт-Петербург), аудит помог сэкономить на строительстве линий электропередачи.

И у подрядчиков, и у заказчиков отношение к аудиту часто скептическое: не всегда понятно, как применять результаты, зачем проводить аудит уже после утверждения проекта в госэкспертизе, что госзаказчику требовать от аудитора. «Нам впаяли два объекта для проведения аудита, но, пока шли необходимые согласования, работы на них уже были закончены», - рассказывал чиновник.

Еще одна проблема - ограничение затрат госзаказчиков на аудит. Стоимость работ аудитора по проектам с готовым обоснованием инвестиций и разработанной документацией не должна превысить 0,58% стоимости проектно-изыскательских работ. Это менее 1 млн руб., а нередко сотни тысяч, объясняет Ярышевский: за такие деньги госзаказчики просто не смогут привлечь аудитора. Стоимость аудита для госкомпаний не регламентирована, средние затраты и ведомств, и госкомпаний на аудит - 8,4 млн руб., подсчитали авторы рейтинга. Даже в случае с госкомпаниями стоимость не самая большая, а трудозатраты на качественный аудит велики, не говоря уже об ответственности за работу, говорит сотрудник компании, проводившей аудит инвестпроектов.









  • >> Мантуров посоветовал металлургам быстрее искать ценовой компромисс с автопромом

  • >> ФАС возбудила дело против Google

  • >> Fitch понизило долгосрочные рейтинги Австрии с ААА до АА+