О том, что за год посещаемость торговых центров в Москве снизилась более чем на 5%, свидетельствуют данные группы Watcom. Наиболее заметным падение посещаемости оказалось к сегменту крупных аутлетов (арендопригодная площадь (GLA) - более 80 тыс. кв. м). За последнюю отчетную неделю (с 16 по 22 марта) их аудитория сократилась на 11%. В среднем сегменте, где GLA варьируется от 40 тыс. до 80 тыс. кв. м, снижение составилось около 7%.
По прогнозам аналитиков, тенденция к снижению общего числа покупателей сохранится и в дальнейшем. Зафиксировать положительную динамику в этом году консультантам пока не удавалось даже в традиционно оживленное предпраздничное время. Так, в период перед 23 февраля падение Shopping Index в Москве по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 10,38%. Аналогичную динамику эксперты отметили и перед празднованием 8 Марта. «В период перед традиционными праздниками вместо ожидаемого всплеска посещаемости мы зафиксировали его падение. Рациональная модель покупательского поведения доминирует, российские покупатели вошли в режим экономии», - объясняет президент Watcom Роман Скороход.
Но общее снижение потребительской активности - не единственная проблема торговых центров в Москве. Согласно расчетам Watcom, посещаемость торговых центрах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах Урала и Сибири практически не сократилась. Это связано с рекордным вводом торговых площадей по итогам 2014 года, указывают консультанты (около 600 тыс. кв. м).
Негативные прогнозы на рынке недвижимости участники рынка недвижимости делают с начала года. Так консультанты Knight Frank ранее указывали, что ожидают заморозки не менее 20% стоящих торговых центров в Москве (изначально девелоперы анонсировали ввод примерно 900 тыс. кв. м). Эти прогнозы начали сбываться уже в марте. Так структуры акционера группы ПИК Сергея Годеева уже отложили строительство торгового центра на Ярославском шоссе (100 тыс. кв. м).
Александра Мерцалова