TNS впервые измерила по всей России мобильные аудитории крупнейших компаний рунета. Правда, в выборку попали только жители крупных городов с населением не меньше 700 000 человек.
Как оказалось, по состоянию на январь самый популярный сервис у российской мобильной аудитории - Google. Его страницы (локальную и глобальную) в январе посетили 12,7 млн пользователей. «Яндекс» оказался на втором месте с аудиторией в 10,9 млн человек. За ним следуют соцсеть «В контакте» (10,8 млн), YouTube (9,8 млн) и Mail.ru (9,4 млн). По словам директора по интернет-исследованиям TNS Инессы Ишунькиной, при этой оценке учитывалась совокупная аудитория приложений и мобильных версий сайтов. Речь идет о всех проектах, находящихся на одном домене, объясняет она.
Из данных TNS следует, что предпочтения аудитории мобильных устройств серьезно отличаются от предпочтений тех, кто заходит в интернет с обычных компьютеров. Пользователи ПК и ноутбуков чаще пользуются Mail.ru и «Яндексом», следует из данных отчета TNS Web Index за январь. А в рейтинге мобильных проектов (TNS Web Index Mobile) лидирует Google, а, например, сайт Mail.ru находится на пятом месте по популярности. Социальная сеть «Одноклассники» - пятая по популярности среди пользователей ПК и 13-я - среди владельцев смартфонов и планшетов.
По просьбе «Ведомостей» TNS подсчитала и аудиторию холдингов в целом. Несмотря на то что российские интернет-компании владеют крупными источниками мобильного трафика (например, Mail.ru Group принадлежит 100% «В контакте»), среди холдингов все равно лидирует Google со всеми своими проектами (это сайты Google.com и .ru, видеохостинг YouTube, блогсервис Blogspot и т. п.). В целом ежемесячная аудитория проектов Google в рунете составила в январе 13,08 млн человек.
На втором месте - проекты Mail.ru Group (включая «В контакте» и «Одноклассники») с ежемесячной аудиторией в 12,2 млн человек, на третьем - «Яндекс» (все проекты плюс сайты «Кинопоиск» и «Авто.ру») с аудиторией в 11,3 млн человек. А вот по ежедневной аудитории среди холдингов лидирует Mail.ru Group (прежде всего за счет «В контакте», которая находится на первом месте по этому параметру).
Ранее аналитики инвестбанков Morgan Stanley, Goldman Sachs и Raiffeisen Centrobank отметили в своих отчетах, что «Яндекс» все активнее отдает долю поискового рынка Google. За год «Яндекс» потерял 3 п. п., тогда как Google нарастил ее на 6 пунктов. В январе доля «Яндекса» составила 58,9%, Google - 32,8%. Morgan Stanley в течение двух лет провел шесть панельных исследований, которые показали, что «Яндекс» уступает Google не только на мобильных устройствах, но и на обычных ПК («Яндекс» эти данные не подтверждал).
Эксперты всех трех банков подчеркнули, что главная проблема «Яндекса» - рост популярности в России операционной системы Android от Google. На смартфонах, работающих под управлением этой ОС, Google активно продвигает свои сервисы, в том числе поиск. По данным «Евросети», доля смартфонов Android в продажах составила более 80% за девять месяцев 2014 г. По данным «Яндекса», доля таких устройств превышает в России 86%.