Вслед за инвестбанками Goldman Sachs, Morgan Stanley и др. Raiffeisen Centrobank сообщил о пересмотре рекомендаций в отношении акций «Яндекса». Аналитики банка рекомендовали инвесторам продавать эти бумаги. Они аргументировали это сложной экономической ситуацией в России, которая негативно влияет на бизнес поисковика, а также рисками, которым подвергается бизнес-модель «Яндекса» в связи с высокой конкуренцией со стороны Google.
«Хотя стоимость акций Яндекса значительно снизилась за последние 12 месяцев (на 57,8%, по данным Bloomberg), мы считаем, что ожидаемый экономический спад и его влияние на финансовые показатели Яндекса еще не отражены в стоимости этих бумаг», - говорится в отчете Raiffeisen Centrobank. Акции компании торгуются сейчас по тем же мультипликаторам, что и год назад, хотя консенсус-прогноз прибыли на акцию сейчас значительно ниже: 7% по сравнению с 19% в феврале 2014 г.
Raiffeisen Centrobank ожидает снижения темпов роста выручки «Яндекса» из-за падения рекламного рынка. Инвестбанк прогнозирует, что основной для «Яндекса» рынок контекстной рекламы вырастет в 2015 г. всего на 12% (ранее Goldman Sachs прогнозировал его рост на уровне 10%) по сравнению со средним ростом (CAGR) в 36% в предыдущие три года.
Несмотря на негативный прогноз, по итогам III квартала 2014 г. «Яндекс» продемонстрировал сильные финансовые показатели, говорится в отчете. У компании на счетах скопилось $1,1 млрд свободных средств.
Но «Яндекс» полностью зависит от состояния рекламного рынка, поскольку почти всю выручку компания получает от рекламы (92,5% выручки - от контекстной рекламы), говорится в отчете Raiffeisen Centrobank. Компания развивает несколько новых проектов, которые могли бы диверсифицировать выручку: бизнес компании в Турции, проект больших данных Yandex Data Factory, медийные проекты. Однако новые бизнесы пока находятся на самой ранней стадии развития и пока почти не приносят денег, отмечают аналитики банка.
Кроме того, «Яндекс» теряет долю рынка из-за роста популярности продуктов его главного конкурента Google - устройств на ОС Android, браузера Chrome. За год Google выиграл около 6 процентных пунктов на российском поисковом рынке, тогда как «Яндекс» потерял около 3 процентных пунктов, говорится в отчете. И если в 2012 г. «Яндекс» смог приостановить падение доли рынка с помощью улучшения качества поиска и запуска собственного браузера, то сейчас ситуация сложнее: доля мобильного трафика у самого поисковика растет (23% по итогам III квартала 2014 г.), но также растет и количество устройств Google Android.
Raiffeisen Centrobank не видит быстрого решения проблем «Яндекса»: поддержка компании может прийти только со стороны государства, делают вывод аналитики банка. Как раз сейчас Еврокомиссия ведет расследование деятельности Google в Европе и изучает в том числе и то, как американская компания работает с партнерами в России. А «Яндекс» как раз жаловался, что Google вынуждает производителей мобильных устройств отказываться от предустановки продуктов «Яндекса». В прошлом году от работы с «Яндексом» отказались сразу три производителя - Fly, Explay и Prestigio. Если и российские регуляторы признают, что Google использует неконкурентные методы борьбы, это может снизить давление на позиции «Яндекса» на поисковом рынке, говорится в отчете.