Главным критерием было наличие якорных инвесторов и проработанное инфраструктурное обеспечение, позволяющее начать проектирование и строительство уже в этом году. Две ТОР появятся в Хабаровском крае и одна - в Приморье. В ТОР «Комсомольск» на первом этапе будет реализовано пять проектов. У авиационного завода, чья продукция идет на экспорт, есть зарубежные поставщики. Локализация здесь производства комплектующих позволит удешевить себестоимость готовой продукции, а объем производства увеличить в два раза. Группа компаний «Энергия» создаст здесь производство деталей для воздушных судов из стальных, алюминиевых и титановых сплавов, а «Дальэнергомаш» наладит выпуск инновационного кранового, станкостроительного и энергетического оборудования.
В ТОР «Хабаровск» ставка сделана на создание транспортно-логистического комплекса, развитие пищевой промышленности, производство металлоконструкций и строительных материалов. Как сообщил вице-губернатор правительства Хабаровского края Николай Брусникин, компания China South City, построившая у себя в стране восемь торгово-логистических комплексов, куда входят торговые центры разной специализации, склады, логистические пункты, упаковочные центры, проявила интерес к реализации подобного проекта в одной из ТОР.
Кстати, на недавней бизнес-миссии Российско-японского делового совета две японские компании подтвердили свой интерес к инвестициям в ТОР «Хабаровск»: JGC намерена построить там теплицы, а компания «Соджиц» выступить соинвестором строительства нового авиатерминала и отеля в аэропорту Хабаровска.
Компания «Невада-Восток» владеет в Приморском и Хабаровском краях сетью супермаркетов. Она заходит в ТОР «Надеждинский» и в ТОР «Хабаровск», чтобы в ближайшие три года создать здесь производственно-распределительный комплекс и мощности по переработке. «Это будет мясо- и рыбопереработка, выпечка хлеба, овощехранилище и обычные сухие склады. Мы планируем выпускать здесь готовую продукцию на высокотехнологичном оборудовании и с высоким качеством (сейчас производство полуфабрикатов налажено в каждом гипермаркете), что снизит издержки на 4−5%. Рассчитываем окупить вложенные затраты за пять лет», - сообщил президент группы компаний «Невада» Юрий Егоров.
В Приморье работа над проектом Надеждинского промышленного парка, ставшего первой площадкой ТОР, началась в 2014 году (проложено около километра железнодорожных путей). Все проекты ориентированы на экспорт и импортозамещение. Якорный инвестор («Инком ДВ») создает здесь «сухой порт» (транспортно-логистический комплекс) на 27 млн т грузов в год. Поблизости разместятся предприятия машиностроения, пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, производства стройматериалов, чьи грузы «сухой порт» также будет обслуживать.
Сейчас в правительстве готовятся нормативно-правовые акты об утверждении перечня инвестиционных проектов и внесении изменений в ряд законодательных актов, чтобы подписанный президентом РФ 29 декабря 2014 года закон о ТОР вступил в силу. На это было отведено 90 дней, час «Х» - 30 марта. Только после этого бюджеты федерального, регионального и местного уровня начнут финансировать создание инфраструктуры ТОР.
- Изначально мы готовили его, максимально приближая к закону прямого действия. Там четко прописаны все процедуры и условия, касающиеся упрощения условий для бизнеса. Но есть ряд технических подзаконных актов. Они создадут механизм рассмотрения заявок резидентов территорий опережающего развития, механизм принятия правительственных решений о состоянии ТОР и заключения соглашений с субъектами. Я думаю, уже в апреле-мае этого года правительством будут приняты первые постановления о создании ТОР, - считает министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Подкомиссия также одобрила шесть инвестиционных проектов. На каждый вложенный государством в проекты рубль семь готовы вложить частные инвесторы.
В число проектов вошли два якутских, два хабаровских, по одному - в Камчатском крае и Амурской области. Реализация всех отобранных проектов только с учетом якорных инвесторов и запланированных инвестиций привлечет на Дальний Восток 180 млрд руб. частных инвестиций. Количество необходимых госинвестиций на строительство инфраструктуры - 23 млрд руб. «Но тогда государство до 2025 года только налогов получит более 100 млрд руб., то есть в четыре раза больше, чем вложило средств. Будет также создано 15 тыс. рабочих мест», - сообщил вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на совещании у председателя правительства.