Далеко не лучшие места российских вузов в международных рейтингах уже стали притчей во языцех. В связи с этим правительство приняло очередную программу реформирования высшего образования «5-100». Благодаря ей за последние годы в вузы на высшие административные позиции пришли уже 20 топ-менеджеров из бизнеса. Им 35-45 лет, многие когда-то были начинающими доцентами или учились в аспирантуре, но в конце 1990-х ушли на заработки в бизнес.
Теперь они стремятся обратно в университетскую среду, где их знания и навыки принесут пользу, а работа будет наполнена созидательным смыслом, рассказывает Елена Чернышкова, заместитель исполнительного директора проектного офиса «5-100» и партнер практики по работе с образовательными и некоммерческими организациями в Odgers Berndston. К счастью, добавляет она, вузы стали конкурентоспособными работодателями. Они могут платить талантливым управленцам зарплаты лишь чуть меньшие, чем в бизнесе. И это тоже привлекает.
В России рекрутинг работников университета часто происходит в отрыве от общего, открытого для всех рынка труда. Этим наши вузы отличаются от тех международных университетов, которые занимают верхние строчки в международных рейтингах, объясняет Зоя Зайцева, региональный директор компании QS, которая составляет престижный QS World University Ranking.
Она рассказывает, что структура управления крупных международных университетов предполагает наличие двух руководителей: ректора, который отвечает за образовательную программу, и президента, несущего ответственность за фандрайзинг и финансовое обеспечение вуза. «Бюджет не замкнут на одного человека - ректора. Он распределяется по разным департаментам, что делает систему более прозрачной и эффективной», - комментирует Зайцева.
В России же единственный глава учебного заведения, решающий все вопросы (от образовательных до административно-хозяйственных и кадровых), - это ректор, уточняет Чернышкова. В задачи программы «5-100» не входит изменение структуры управления вузом, с ее помощью предполагается внедрить изменения в управление административно-хозяйственными процессами.
Залог успеха
«Переход из Philips был непростым и для меня, и для ректора. Мы много встречались, обсуждали стратегию позиционирования и продвижения бренда университета», - вспоминает Юлия Шальнева, ныне советник по маркетингу и коммуникациям МИСиС. Ректор опасалась проблем с интеграцией в академическое сообщество профессионала из международного бизнеса.
Решающую роль сыграло то, что проект «5-100» призван повысить престиж российских вузов не только в России, но и за рубежом. Стало ясно, что международный опыт и американский диплом MBA Шальневой в вузе пригодятся. «Не могу сказать, что мне сложно было адаптироваться в университете. Многие старожилы вуза отнеслись с пониманием к моему появлению, так как было понятно, что коммуникации надо серьезно совершенствовать», - рассказывает Шальнева.
В первые же дни работы она убедилась, что люди из бизнеса совершенно необходимы академической среде. Кто, кроме них, оптимизирует процессы управления, проведет автоматизацию, усилит бренды университетов? Главное - найти общий язык и наладить взаимодействие внутри вуза.