Концепция мягкого отношения к сотрудникам завоевывает компании

Фраза «Делайте акцент на позитиве» стала новой мантрой в компаниях вроде разработчика ПО VMware, интернет-ритейлера Wayfair и консалтинговой Boston Consulting Group (BCG), где начальники раздают похвалы направо и налево, заставляют подчиненных радоваться малейшим успехам и на «разборах полетов» особо выделяют сильные стороны работника, вместо того чтобы обсудить заваленную им презентацию.

Такие новинки раздражают лидеров, выросших в эпоху жесткости из лучших побуждений по принципу хирургического вмешательства: лучше причинить острую боль, которая скоро пройдет, чем обрекать человека на долгие мучения. Но их современные коллеги убеждают, что подобная жесткость в наши дни приносит вреда больше, чем пользы.

Полный разворот

Когда человека тычут носом в ошибки, он мысленно плюет и говорит себе: «Да, такой уж я уродился», - рассуждает Майкл Рассел, партнер BCG. Шаг за шагом консалтинговые фирмы меняют способы оценки результатов работы сотрудников. Долгие годы упор в них делался на ошибках и промахах, которые стоит исправить.

«Мы тратим силы, чтобы вовлечь человека в рабочий процесс, а потом начинаем тыкать его носом», - говорит Рассел. По результатам исследований она установила, что ряд сотрудников уходят из компании, где подверглись сомнению их профессионализм и достижения. А некоторым требуются дни и даже недели, чтобы прийти в себя.

Теперь на летучках и при оценке персонала менеджеры должны восхвалять работников и объяснять, как тот или иной подчиненный может применить свой талант для решения задач, которые идут у него со скрипом. Причем руководство советует упоминать не более двух проблемных сфер работы за раз, говорит Рассел.

Новая культура общения приживается не так уж успешно, рассказывает она. Некоторые менеджеры старой закалки игнорируют новый оптимистичный подход. Другие обнаружили, что сотрудники так привыкли к мысли о собственной ущербности, что их пришлось буквально заставлять выслушивать похвалы.

Лидер проектов Лиза Гильям вспоминает, что всегда пропускала мимо ушей позитивную часть обсуждения, зато навостряла уши, когда начальство заводило речь о ее промахах. 31-летняя женщина соглашается, что негатив вызывает уныние и раздражение. Но она не может перестать зацикливаться на нем. Сейчас от нее требуют выпячивать позитив. Начальник запретил ей упоминать письменно о своих слабых сторонах, хотя она при этом не забывала перечислить и то, что ей хорошо удается.

Как быть с негативом

Естественно, никто не стремится полностью искоренить негативную обратную связь. Выволочка порой мотивирует людей куда лучше просьб. Консультанты Zenger Folkman Джек Зенгер и Джозеф Фолкман обнаружили, что иные сотрудники тоскуют по критике больше, чем по доске почета.

Мейнард Уэбб, председатель Yahoo и автор вышедшей в 2013 г. книги «Перезагрузка работы», вспоминает, как в начале 1980-х гг. на него наорал топ-менеджер IBM. Такая обратная связь приводит к одному: прилагаешь все усилия, чтобы тебя окончательно не выбило из колеи, говорит он. В наши дни такой топ-менеджер нарвался бы на дисциплинарное взыскание, предполагает Уэбб: «Люди сейчас ожидают, что к ним иначе будут относиться».









  • >> Улюкаев: нефтяные компании России увеличат добычу нефти в Египте

  • >> Топ-менеджер Автодора: Нельзя рассматривать плату на М4 только с позиции воронежцев

  • >> Рынок акций РФ открылся снижением индексов