«Яндекс» также участвует в расследовании Еврокомиссии, которая изучает ситуацию с доминированием Google на Android. «Мы считаем, что сервисы для пользователей - такие как поиск, карты, почта и т. д. - необходимо отделить от операционной системы Android», - заявил «Яндекс».
В 2014 году Google запретил предустановку всех сервисов «Яндекса» на мобильных устройствах Fly, Explay и Prestigio. В «Яндексе» считают, что вероятность, что Google продолжит такую практику, является высокой.
«Открытость Android осталась в прошлом. Основой устройств на Android стал закрытый пакет технологий Google Mobile Services (GMS), включающий Google Play и ряд других компонентов. Зависимость производителей смартфонов и разработчиков от GMS выросла настолько, что Google может диктовать им правила игры. Если производители не соглашаются продвигать на своих устройствах сервисы Googlе, в частности - устанавливать по умолчанию поиск Google, они могут лишиться доступа к компонентам платформы Android, от которых зависит успешность их смартфонов», - заявил «Яндекс».
«Мы считаем, что у производителей должен быть выбор - какой поиск по умолчанию будет установлен на их смартфонах и планшетах, и вообще какие сервисы им предустанавливать. Установка сервисов для пользователей не должна быть связана с предоставлением GMS и Google Play. И уж тем более компания Google не должна запрещать предустановку приложений конкурентов. Именно поэтому мы говорим о необходимости отделить операционную систему Android от поиска Google и других пользовательских сервисов», - заявил представитель «Яндекса» Очир Манджиков.
Еще в декабре глава «Яндекса» Аркадий Волож заявлял в интервью газете «Ведомости», что его компания пока не будет обращаться в ФАС. «Пока мы бьемся с хулиганами сами», - говорил он. Но при этом добавил, что обращение будет сделано, если падение рыночной доли «Яндекса» продолжится.
Доля «Яндекса»
По данным Mail.ru, в январе текущего года около 70% мобильных интернет-пользователей выходили в интернет с помощью трех мобильных браузеров: Google Chrome (27%), Android Browser (29,5%) и Mobile Safari (13%). Долю мобильного «Яндекс. Браузера», который присутствует на рынке уже около двух лет, Mail.ru оценивает в 3,9%.
По данным ресурса LiveInternet, в январе текущего года 58,9% российского рынка интернет-поиска приходилось на долю «Яндекса». Вторым по доле рынка (32,8%) является я Google. Причем доля последней постепенно растет за счет других игроков. Также заметным игроком рынка, с долей в 6,2%, остается Mail.ru Group. Доли остальных поисковиков оказались менее 1%.
Расследование Еврокомиссии
Политика Google в отношении производителей смартфонов с 2013 года является объектом антимонопольного расследования Еврокомиссии. «Яндекс» привлечен к этому делу в качестве свидетеля. Основанием для разбирательства стала жалоба альянса Fair Search (в него входят, в том числе, Microsoft, Nokia, Oracle). В настоящее время Европейская комиссия изучает три основных направления.
Одно из них - «связывание» сервисов Google и требование о размещении приложений компании на лучших местах на первом экране. То есть, производители устройств обязаны предустанавливать поиск Google на всех Android-устройствах по GMS-лицензии (Google Mobile Services), получение которой необходимо производителям для установки на устройствах магазина приложений Google Play (который является неотъемлемой частью экосистемы Android). Кроме того, в соответствии с требованиями GMS, все приложения и сервисы Google должны размещаться в наилучших позициях на первом экране устройства.
Другое направление - «принуждение» производителей устройств к выпуску девайсов только с GMS, как набором приложений и сервисов. Для получения GMS-лицензии производители должны подписывать, в частности, Mobile Application Distribution Agreement (MADA). В соответствии с данным соглашением, производителям запрещено выпускать устройства, которые не содержат GMS.
Также Европейская комиссия отмечает, что Googlе переносит все больше важных для производителей компонентов операционной системы (например, in-app purchase, push-нотификации) из открытого Android в пакет приложений и сервисов GMS. Для получения лицензии GMS производителям необходимо подписать договор с Google, в соответствии с которым производители обязуются предустанавливать весь GMS целиком и лишаются права предустанавливать сервисы и приложения, конкурирующие с сервисами Google.