Владелец кондитерской империи Ferrero Group и создатель Nutella Микеле Ферреро скончался в субботу, 14 февраля, сообщил Reuters со ссылкой на заявление компании. «Мы гордимся тобой. Спасибо, Микеле», - гласит заставка, размещенная на официальном сайте Ferrero. Богатейший человек Италии с состоянием в $23,4 млрд, по последним оценкам журнала Forbes, умер после продолжительной болезни в возрасте 89 лет, не дожив всего двух месяцев до своего 90-летия.
Успех Ferrero начался после Второй мировой войны: в послевоенные годы отец Микеле, Пьетро, экспериментировал с новыми ингредиентами для сладостей, которые могли бы заменить подорожавшее какао. Он решил использовать «пасту джандуя» из фундука, который в обилии произрастал в местности вокруг города Альба, провинция Пьемонт, где жила семья Ферреро, а также кокосового и растительного масел. Килограмм «пасты джандуя» по сегодняшним меркам стоил 30 центов, тогда как килограмм шоколада - 1,50 евро, отмечает Financial Times (FT). Этот семейный рецепт лег в основу знаменитой пасты Nutella, которая связана уже непосредственно с именем Микеле.
Именно благодаря Микеле Ferrero превратилась из небольшой кондитерской компании, основанной его отцом, в международную империю с выручкой свыше 8,1 млрд евро (в 2013 финансовом году, завершившемся 31 августа) и конкурента Mars, Nestlé и Mondelēz (подробнее см. график). В семейной фирме отца Микеле Ферреро начал работать, когда ему только исполнилось 20 лет, к 32 годам он уже управлял всем бизнесом. Он продолжил идею своего отца, выпуская на рынок продукты, в которых содержание какао уменьшено за счет других ингредиентов, например молока. Это позволяло, с одной стороны, уменьшить расходы, а с другой - импонировало вкусу потребителей, нацеленных на более здоровое питание. Под руководством Микеле Ферреро Ferrero представила рынку свои самые успешные продукты: ореховую пасту Nutella (1964 г.), леденцы Tic Tac (1969 г.), шоколадные яйца Kinder Surprise (1974 г.) и шоколадные пралине Ferrero Rocher (1982 г.).
На российском рынке бренды Ferrero представлены с 1995 г.: именно тогда начинающий бизнесмен Рустам Тарико предложил представителю компании из Пьемонта продать «шоколадные яйца с сюрпризом» за рубли, писал Forbes. Итальянец отнесся к предложению скептически: «Вон коробка - возьми продай», - что Тарико и сделал; и совсем скоро его пригласили на работу в Ferrero.
Микеле управлял компанией вплоть до 1990-х, потом он передал ее в руки своих сыновей, старшего Пьетро и младшего Джованни. Однако Пьетро погиб в ЮАР четыре года назад, с тех пор шоколадной империей руководит Джованни.
Смерть Микеле Ферреро ставит вопрос о дальнейшей судьбе самой компании. Пьетро Ферреро был сторонником развития Ferrero за счет поглощения конкурентов. Но когда в 2009 г. он предложил купить британского производителя шоколада Cadbury, то не смог преодолеть скептического отношения семьи к этой идее и сделка не состоялась, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Джованни Ферреро в интервью WSJ в 2013 г. заявил, что планирует увеличить продажи компании, укрепляя бизнес на американском и азиатском рынках, и компанию продавать не намерен. Это произошло после того, как он отверг предложение Nestlé о покупке компании, заявив, что Ferrero не продается. Однако, по словам опрошенных Reuters инсайдеров, он меньше своего брата заинтересован в управлении компанией. Как пишет FT со ссылкой на миланских банкиров, они не исключают, что после смерти Микеле Ферреро количество таких предложений [о покупке Ferrero] увеличится.