Председатель комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина внесла на рассмотрение Госдумы законопроект о деятельности рейтинговых агентств в России. Документ, говорится в пояснительной записке, призван обеспечить защиту прав и законных интересов субъектов и пользователей кредитных рейтингов, а также обеспечить прозрачность и независимость деятельности рейтинговых агентств.
Законопроект о деятельности рейтинговых агентств разрабатывался Минфином, причем министерство планировало внести его еще в июне 2014 г. Минфин прописал условия для аккредитации рейтинговых агентств в России: ведение рейтинговой деятельности в России в течение двух лет и минимальный размер уставного капитала 10 млн руб. Последнее условие отсутствует в законопроекте Бурыкиной.
Иностранные юрлица согласно законопроекту могут быть аккредитованы на срок не более 24 месяцев. Документ не разрешает аккредитованным в России рейтинговым агентствам отзывать присвоенные рейтинги и отказываться от присвоения новых кредитных рейтингов, мотивируя это решениями иностранных государств.
Кроме того, в законопроекте сохраняется требование в части состава руководящих органов агентства с численностью сотрудников свыше 50 человек. Как минимум одна треть, но не менее двух членов совета директоров и (или) коллегиального исполнительного органа такого агентства должны быть независимыми членами, не участвующими непосредственно в рейтинговой деятельности. Рейтинговый комитет должен включать не менее пяти аналитиков, имеющих право голоса, в том числе ведущего аналитика для данного кредитного рейтинга, председателя комитета и одного аналитика, деятельность которого не включает кредитные рейтинги данного эмитента.
Законопроект дает право членам рейтингового комитета и эмитентам, недовольным уровнем присвоенного рейтинга, подавать апелляцию.
В документе прописаны требования к деловой репутации лиц, входящих в органы управления и внутреннего контроля рейтингового агентства. Не имеют право входить в органы управления лица с неснятой или непогашенной судимостью за совершение умышленных преступлений; признанные судом виновными в банкротстве юрлица; без высшего профессионального образования; с которыми работодатели неоднократно расторгали трудовые договоры; имеющие неисполненные обязательства перед бюджетом за последние три года.
Определены санкции, которые вправе применять ЦБ, если рейтинговое агентство не исполнило предписание регулятора и в срок не устранило выявленные нарушения. ЦБ может наложить штраф, временно запретить агентству осуществлять рейтинговую деятельность до момента устранения нарушений, потребовать замены топ-менеджеров, а также аннулировать аккредитацию агентства.
Законопроект обязывает рейтинговое агентство предоставлять в Банк России по его мотивированному запросу информацию, необходимую для осуществления им надзорных функций.
Предполагается, что законопроект «О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации» вступит в силу по истечении 15 месяцев со дня его официального опубликования.
Сейчас в российском реестре аккредитованных рейтинговых агентств значатся девять компаний, включая филиалы иностранных агентств (Moodys Interfax, ООО «Мудис Восточная Европа», филиалы Fitch и S&P, Национальное рейтинговое агентство, РА АК&М, «Рус-рейтинг», ЗАО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» и ООО»Группа рейтинговых агентств «Эксперт РА»). Контроль и надзор за рейтинговыми агентствами осуществляет Банк России.