Американские регуляторы хотят ограничить коммерческие полеты дронов - небольших беспилотных летательных аппаратов, сообщила газета The Wall Street Journal (WSJ). Дроны должны будут летать на высоте не ниже 500 м, в ночное время и всегда находиться в поле зрения оператора. Операторы же должны будут получать специальное разрешение на управление беспилотником. Такое решение Федерального агентства гражданской авиации (Federal Aviation Administration, FAA) может способствовать распространению дронов, пишет WSJ.
О планах регулирования этих запусков издание узнало из экономического анализа правил, который оказался в распоряжении его журналистов. Представитель правительства США не подтвердил WSJ подлинность всего документа, но сказал, что главные его положения - об ограничении условий запусков и необходимости сертификации - соответствуют действительности.
Управлять беспилотным летательным аппаратом сможет только обладатель специального сертификата, выдаваемого FAA, для получения которого будет нужно сдавать письменный экзамен. Такой сертификат будет действовать два года. В декабре 2014 г. WSJ писала, что FAA намерено требовать, чтобы владельцы дронов имели летную практику, но в документе, изученном газетой сейчас, такого требования нет.
В ноябре 2014 г. Национальный совет безопасности на транспорте США (NTSB) признал беспилотники летательными аппаратами, приравняв их в этом отношении к другим участникам воздушного движения. Это затрудняет их коммерческое использование. Сейчас пользоваться дронами в США могут только частные лица вдали от людных мест при условии прямого визуального контакта между оператором и беспилотником. Коммерческим компаниям тестировать дроны разрешается исключительно на специальных полигонах. Летом 2014 г. крупнейший американский интернет-ритейлер Amazon попросил власти США сделать исключение из правил и разрешить их тестирование вне специальных зон.
Эти правила - шаг в направлении легализации дронов, цель которого - вписать эти устройства в ряд других летательных аппаратов, причем так, чтобы создать экономические условия для развития этого рынка и одновременно защитить права и свободы граждан, сообщил сотрудник FAA. По оценке Международной ассоциации беспилотных транспортных средств (AUVSI), оборот американского рынка дронов в ближайшие годы достигнет $80 млрд в год.
В России сейчас используется около 1 млн дронов, в основном китайских, считает зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев. Сегодня, по его словам, законодательство никак не регулирует их использование, но в ближайшие два года могут появиться специальные регламенты и поправки в законы о государственной тайне и о СМИ (поскольку дроны могут использоваться для вторжения в личную жизнь). Дегтярев также не исключает внесения поправок в законодательство об авиации, поскольку дроны могут представлять угрозу для авиации общего назначения. Использование беспилотников обязательно нужно оговорить в законодательстве, соглашается первый зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, член КПРФ Дмитрий Новиков. В некоторых отраслях экономики дроны могут быть полезны - например, при освоении новых территорий и строительстве дорог, считает Новиков. Дегтярев добавляет к этому геологоразведку, строительство высотных зданий, проектирование крупных инфраструктурных проектов.