Китайская компания Alibaba, специализирующаяся на электронной коммерции, покупает миноритарный пакет акций производителя смартфонов Meizu Technology. Стоимость сделки составляет $590 млн, размер пакета, приобретаемого интернет-компанией, не разглашается. Доля в Meizu позволит Alibaba расширить свое присутствие на рынке мобильной связи, а Meizu благодаря инвестиции улучшит свои шансы в конкурентной борьбе с более крупными китайскими соперниками - Xiaomi и Lenovo.
Покупка акций Meizu - самый крупный на сегодня проект Alibaba в области мобильной связи. Ранее интернет-компания приобретала активы в других отраслях - в частности, в таких как видеоконтент и программное обеспечение. С начала 2014 г. компания потратила на покупку активов в общей сложности около $8 млрд, в том числе $1,5 млрд - на поставщика мобильных карт AutoNavi.
«Инвестиция в Meizu значительно расширяет экосистему Alibaba, это важный шаг в нашей стратегии освоения мобильного рынка», - заявил директор по технологиям Alibaba Цзянь Ван. Схожие шаги делают и другие интернет-компании. В 2012 г. Google приобрел производителя мобильных телефонов Motorola Mobility, хотя затем этот бизнес был продан китайской Lenovo. Компания Qihoo 360 Technology два месяца назад инвестировала $409 млн в совместное предприятие с производителем телефонов Coolpad Group.
Расквартированная в южно-китайском городе Ханчжоу частная компания Meizu изначально занималась производством mp3-плейеров, но затем перешла на выпуск полнофункциональных и при этом сравнительно дешевых смартфонов.
Сотрудничество между Alibaba и Meizu началось в прошлом году. Alibaba, разрабатывающая собственную операционную систему, YunOS, договорилась о предустановке этой ОС на телефоны Meizu. YunOS стала причиной конфликта между Alibaba и Google, производителя ОС Android. Американская компания заявляет, что YunOS является разновидностью Android, Alibaba это отрицает.
Ван Яньуй, руководитель национального объединения участников рынка мобильной телефонии Mobile Phone China Alliance, считает, что для продвижения ОС, конкурирующей с Android, Alibaba должна стремиться к партнерству с производителями смартфонов второго ряда, а среди них самым крупным как раз является Meizu. Ожидается, что в 2015 г. Meizu продаст порядка 20 млн смартфонов, тогда как крупнейшие игроки этого рынка, в частности Huawei Technologies, Lenovo и Xiaomi, планируют продать более чем по 100 млн каждая.
Alibaba конкурирует на мобильном рынке Китая с компанией Tencent, предлагающей пользователям популярные приложения QQ mobile и WeChat. Пока Alibaba проигрывает в этой борьбе, хотя в IV квартале число ее активных мобильных клиентов почти удвоилось по сравнению с тем же периодом 2013 г. и составило 265 млн в месяц. По данным China Internet Network Information Center, в Китае мобильным интернетом пользуются 557 млн человек, а всего к сети подключено 649 млн.
Использованы материалы FT, WSJ