В январе 2015 г. в России было продано чуть более 519 600 планшетных компьютеров - на 17% меньше, чем в январе 2014 г., а выручка от их продаж упала еще больше - на 29% до 4,7 млрд руб., подсчитала розничная сеть МТС. Падение продаж планшетов в штуках в России происходит впервые, подчеркивает представитель МТС Дмитрий Солодовников. До сих пор продажи планшетов в России только росли: так, в декабре 2014 г., по данным МТС, было продано на 13% больше планшетов, чем годом ранее.
По подсчетам МТС, выручка от продаж планшетов в России впервые упала в мае 2014 г. - на 7% год к году - и с тех пор все время сокращается (за исключением ноября 2014 г., когда она выросла на 1%). Но январское падение российского рынка планшетов в денежном выражении - самое сильное за всю его историю, начавшуюся в 2011 г., утверждает Солодовников. По его словам, в январе 2015 г. по сравнению с прошлогодними результатами выросло только количество проданных бюджетных планшетов B-брендов - в основном это недорогие устройства стоимостью 2000-5000 руб., которые часто продают операторы вместе с контрактами. А максимальное падение (в 3,5 раза) произошло в сегменте планшетов стоимостью 15 000-20 000 руб.
Падение рынка Солодовников объясняет тем, что срок замены старых планшетов на новые гораздо больше, чем у смартфонов, а их функции во многом совпадают: «Абоненты выбирают более универсальное устройство». При этом вклад смартфонов в мобильный трафик сети МТС гораздо больше, чем планшетов, и рост трафика на смартфонах также несопоставимо выше, говорит он.
По данным «Связного», падение продаж планшетов в количественном выражении в январе 2015 г. составило 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщила его представитель Мария Заикина. Ажиотаж в декабре привел к тому, что часть январского спроса была реализована в конце IV квартала 2014 г., отмечает она. Кроме того, декабрьский ажиотаж привел к дефициту у ритейлеров в первые 2,5 недели января, что, по ее мнению, также сказалось на продажах в январе. В декабре 2014 г. было продано на 15% больше планшетов, чем год назад, замечает Заикина.
На январские продажи повлиял ажиотажный спрос на электронику в декабре 2014 г., согласен с Заикиной сотрудник одного из производителей планшетов. То, что обычно покупается в январе, было скуплено месяцем раньше, объясняет он. В результате к январю на рынке не осталось дешевых операторских планшетов, замечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, а дорогие устройства крупных международных брендов (A-брендов) меньше влияют на общее количество проданных устройств. По его оценке, продажи планшетов в штуках в январе 2015 г. упали примерно на 20%, а в выручке падение было несколько меньше. Представитель «М.видео» также связывает январское падение со значительным ростом продаж в ноябре - декабре 2014 г. В эти месяцы покупали то, что планировали купить в будущем году, говорит он.
По данным IDC, в 2014 г. в Россию было поставлено на 5% меньше планшетных ПК, чем годом ранее, а падение рынка в денежном выражении составило 31,1%, причем оно началось еще в I квартале 2014 г., отмечает аналитик IDC Наталья Виноградова. Спрос на планшеты в России закончился - рынок в 2015 г. будет падать и в денежном, и в натуральном выражении, уверена она. Количество продаж падает из-за насыщения рынка, а выручка - из-за расширения предложения бюджетных планшетов, объясняет Виноградова. На покупательскую способность на рынке планшетов влияет как макроэкономическая нестабильность, так и подорожание устройств многих брендов, произошедшее в конце декабря 2014 г. - начале января 2015 г. Сдерживает продажи и отсутствие существенных новых функций в планшетах новых моделей. Наконец, многие мобильные устройства взаимозаменяемы - сейчас на компактные планшеты наступают смартфоны с большим размером экрана (фаблеты), добавляет Виноградова.