Вчера General Motors объявил о реструктуризации бизнеса в России. Компания закроет почти все производственные площадки в стране. Сборка на калининградском «Автоторе» остановлена в феврале, на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде прекратится до конца года, на основном заводе в Петербурге со вчерашнего дня не работают главные линии, до июня продолжится лишь крупноузловая сборка. Затем он будет законсервирован. Сохранится лишь GM-АвтоВАЗ, но проект создания новой Chevrolet Niva заморозят.
Opel решил уйти с российского рынка
В пресс-релизе компании приводятся слова гендиректора Opel Group Карла Томаса Ноймана о том, что автомобилям GM так и не удалось достичь «достаточного» уровня локализации в России, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций. Текущий уровень локализации в GM не раскрывают. Соглашение о промсборке, заключенное автоконцерном с властями России, предполагало достижение 60% к 2020 году. Теперь оно «приостановлено». В результате GM потеряет льготы по импорту в страну компонентов, но зато освободится от каких-либо обязательств. По данным источников «Ъ», по условиям соглашения компания может возобновить работу в любой момент без каких-либо санкций. Планирует ли GM воспользоваться этим, в компании не комментируют.
Таким образом, GM теперь будет продавать в России только импортные машины, причем серьезно изменив модельный ряд. В нем останутся лишь автомобили премиум-класса - вся линейка Cadillac плюс Chevrolet Tahoe, Camaro и Corvette. Более дешевые Chevrolet, а также все Opel продаваться в стране не будут, что позволит «избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой». Концерн подчеркивает, что сохраняет ответственность за гарантию и сервис, а дилерам предложит перезаключить контракты и авторизоваться под сервисные услуги. Число дилеров при этом сократится со 160 до «нескольких десятков» (дилеров Cadillac уже сейчас всего 26).
«АвтоВАЗ» устраняет иномарки
Продажи GM в России в 2014 году упали на 26,4%, до 189,5 тыс. машин, доля на рынке снизилась на 1,7 процентного пункта, до 7,6%. Продажи Opel уменьшились на 20,2%, до 65 тыс. машин, Chevrolet - на 29,5%, до 123,2 тыс. машин, Cadillac - на 12,5%, до 1,3 тыс. машин. За январь-февраль продажи упали на 74,6%, до 8,4 тыс. машин, доля на рынке сократилась до 3,4%. Продажи Opel упали на 81,8%, до 2 тыс. машин, Chevrolet - на 71,2%, до 6,3 тыс. машин, Cadillac - на 59,3%, до 72 машин.
Затраты GM на реструктуризацию составят около $600 млн - это расходы на «трансформацию» дилерской сети, отмену контрактов, увольнение сотрудников и распродажу стоков со скидками. Сокращенным работникам (около 1 тыс. человек) предложат семь месячных окладов, но уже очевидно, что вокруг увольнений могут возникнуть конфликты: Федерация независимых профсоюзов вчера уже потребовала увеличить компенсационный пакет до 18 окладов. GM также придется нести ежегодные расходы на поддержание законсервированного завода (земельный участок площадью 94 га и 104,2 тыс. кв. м производственных помещений): охрану, налоги и коммунальные услуги.
SsangYong прекратил поставки автомобилей в Россию
Президент «Фаворит Моторс» (дилер Chevrolet, Opel, Kia, Skoda и др.) Владимир Попов уверен, что решение американского концерна «чисто прагматичное»: повысив более чем на 50% цены на продукцию, GM утратил конкурентоспособность по сравнению с Kia, Hyundai, Volkswagen и Nissan, тогда как соперничество в нише «очень жесткое». Решение сосредоточиться на премиум-классе дилер считает правильным, поясняя, что здесь у Cadillac почти нет конкурентов - например, Escalade продается от 4 млн руб., в то время как «одноклассник» Mercedes GL стоит от 7 млн руб., а Range Rover - от 6 млн руб. Коммерческий директор ГК «Автомир» (Chevrolet, Ford, Opel, Toyota и др.) Виталий Горшенков отмечает, что из Европы GM полностью вывел Chevrolet еще в начале года и тот же ход в России был «ожидаемым». Впрочем, дилер считает, что подход GM может быть пересмотрен еще до конца года.
Сергей Литвиненко из PwC согласен, что GM может возобновить производство в России, но через 1,5−2 года - тогда консалтинговая компания ожидает роста рынка (у GM уже был подобный опыт, концерн закрывал производство в России в 2001 году и вернулся в 2008 году). Пока же, по мнению эксперта, долю GM будут делить корейские и японские бренды.
Opel уходит с российского рынка
В то же время ряд собеседников «Ъ» на рынке полагают, что резкий шаг GM имеет «политическую подоплеку, которая прикрывается экономикой». Слухи о закрытии завода GM в Петербурге по политическим причинам возникли еще осенью, региональные чиновники ждали «показательного ухода». Владимир Попов подтвердил «Ъ», что концерн начал «всерьез задумываться» над «реструктуризацией» еще полгода назад. Но в самом GM подобные слухи жестко опровергали до последнего. Вчера источники «Ъ» говорили, что в «похожей ситуации» в плане продаж находится американский Ford, где все аналогии опровергли. Один из собеседников «Ъ» добавляет, что уже заморожены продажи Fiat. В дилерском центре «Мейджор Авто» менеджер по продажам предложил купить автомобили Fiat 2013 и 2014 года, признав, что поставок новых машин пока не предвидится «из-за экономической ситуации». Заказать у производителя машину можно, «но когда он их поставит - непонятно». Связаться с представителем компании вчера не удалось. В феврале, по данным АЕБ, продажи итальянской марки упали на 41%, до 345 машин. Сохраняются на рынке и слухи об уходе японских Suzuki и Honda, где это традиционно опровергают.
Спекуляции вокруг возможных политических причин действий GM усугубило то, что объявление концерна совпало по времени с также проблемным для России визитом главы бывшего стратегического партнера «Роснефти» американской ExxonMobil Рекса Тиллерсона. Топ-менеджер вчера встретился с вице-премьером Аркадием Дворковичем, министром финансов Антоном Силуановым, министром энергетики Александром Новаком и президентом «Роснефти» Игорем Сечиным. По словам источников «Ъ», обсуждалось снижение ставки налога на прибыль для проекта «Сахалин-1» (ExxonMobil владеет 30% и является оператором, еще 30% - у японской Sodeco, по 20% - у «Роснефти» и индийской ONGC) с 35% до 20% и возврат порядка $500 млн, переплаченных за последние шесть лет в бюджеты РФ и Сахалинской области. Официально итоги переговоров вчера ни одна из сторон не комментировала.
Яна Циноева, Кирилл Мельников